История села Ендовищи (из газеты "Для будущего")

Ендовище - одно из ранних современных татарских селений, возникшее в начале XVIIв. наряду с такими селениями, как Шубино, Кочко-Пожарки, Семеновка, Пица в опасное время ногайских вторжений.

Расположено оно в зоне степи, в верховьях р. Сухая Пара, в междуречье Пары и Субоя, в местах, служивших пастбищами для кочевых ногайских племен. На землях Ендовищи сохранился один из Курганов, сооруженный скотоводами как знаковое и сторожевое место. Курган в окружности 46 саженей, высотой 7 саженей. На нем устроена небольшая площадка, с которой видны Маресево, Салганы, Можарка, Кечасово, Чернуха и другие селения в радиусе до 30 верст (Нижегородский сб.

т. V. Н. Новгород 1873, с.219). 

Название ландшафтного характера - от терминов "ендова", "йантай", возможно, и перенесенное с прежних мест обитания - в Пензенской области, где два соседних селения, как и здесь, носят названя "Ендовище" и "Ключище".

Возникло оно в первые годы VIIв., не позднее 1611 года. Вопрос времени образования селения усложняется тем, что оно возникло как поселение служилой мордвы, в которое были заселены служилые татары. Достоверно известно, что оно к 1624 году стало чисто татарским селением, но называлось - "Вас-помра". Под этим названием оно существовало до 1637 года. Возможно, тогда оно сменило свое местоположение.

Прежнее местоположение описано в момент отделения от Вас-помры Трех-Озерок (в 1611-14гг.). Вас-помра, по описанию границ земель Трех-Озерок, находилась к югу от него. Ориентиром названо начало речки, которая протекала рядом с высокой горой, начиналась с Вас-помры и современной Чернухи. Известный краевед Фаракша абый Юнисов в своих заметках писал, что Ендовище раньше находилось в районе Чернухи.

По данным книги мер и письма Пушечникова и Костяева, составленной в 1624-26гг., записано, что деревня Вас-помра находится в Пьянском стане (в нем находились все современные татарские селения степи), а в ней живут служилые татары Мамеша Клязова - Исенеева (позднее фамилию он стал носить по имени отца Исенеева). В ней было 17 дворов служилых татар и 2 двора неслужилых татар. У них было пашни пахатные, перелогу и дикого поля 220 четей в поле. Примерно сверх их дач 2542 чет. Ездят за лесом в большой десятный лес за Пьяной через Шубино (ГАНО, ф. 161, оп. 109, д. 51, л. 358- об).

В книге речь шла о Ендовище, но под названием Вас-помра. Было известно, что оно существовало еще в 1610 году. При размеживании земель служилым татарам Пицы указывалось, что их земли граничат с поместиями арзамасских еделевских мурз Вас-помры.

В 1611-14гг. от деревни Вас-помры отделяется татарская деревня Трех-Озерки. Группу татар возглавляет Чинай Ченбулатов. Ендовищинские татары хорошо знают, что Трех-Озерки образоваклись с помощью их предков (об этом говорится в преданиях). Это они по договоренности с татарами Пары Кузьмы Судеярова помогли беспомощным алатырским и арзамасским татарам Чиная Байбулатова сын Агишева поселиться на вымененных землях татар Пары-Кузминок, основать свое селение. О безвыходном положении татар группы Чиная Байбулатова свидетельствует факт вынужденного поселения части этой группы под предвадительством его дяди Толубайки Агишева за пределами Алатырского уезда, в Грибанове, но в составе не Арзамасского, а Алатырского уезда.

 Ендовищенские татары Вас-помры за эту помощь жестоко поплатились – в их владении остались только старые дачи по 11 четей на человека, хотя рядом лежала примеренная земля, предназначенная владельцам этой деревни 2542 чети. Лишь в 1636 году по челобитию (просьбе) ендовищенские татары восстанавливаются в своих правах – наделяются землями до полной нормы. У основной массы верстанных татар поместья составляли 100-150 четей в поле. Общая площадь земель с учетом старых дач составляла 1856 четей в поле (около 3000га в современном исчислении). Это были крупные поместья, достойные боевых служилых татар. Выделение дополнительных наделов, возможно, совпало с переселением на современное местоположение. Начиная с 1637 года селение стало называться Ендовищем.

Вот имена крупных владельцев Ендовищи: Сабай Ебулатов, Мамеш Исенеев, Килмай Дипков, Сафар (Сабай) Дмитриев, Мидей Чурмалтаев, Урмал Досаев,, Чапайтемзя Акманов, Семай Болтаев, Тинибек Кудашев, Ишей Чурин, Чепкунай Енбулатов, Досай Байтеряков. В числе служилых татар с меньшими окладами были Чуракертум Ишмаметов, Булат Мимашин, Чурак Суслечей Исенеев, Банзиги Туболаев, Тобулай Кудашев. Всего 19 человек. (ГАНО, ф.161, оп 109, д. 31, л. 39).

История Ендовищи примечательна тем, что она свидетельствует о боевом содружестве народов в борьбе со степными кочевниками.

Как известно, мордва, как и татары, в момент, когда основные силы были заняты борьбой с интервентами  и сепаратистами, принимали участие в сражении с ногайцами 1612г. Как писали воеводы Трубецкой и Пожарский, воевода князь Андрей Хилков велел татарским мурзам, в частности Баюшу Разгильдееву сбирать алатырских мурз, мордву и всяких служилых людей и выступить против ногайцев. В этом крупном сражении они одержали победу, что было высоко оценено вновь избранным царем Михаилом Федоровичем (сб. ист. и стат. материалов о Симб. Губ. Симб. 1868, с 259-260).

Служилая мордва была сосредоточена в деревне Вас-помре и окрестных с ней селениях – Кечасово, Мангушево. Сюда были выдвинуты еделевские мурзы из Арзамасского уезда. Назывались они мурзами, поскольку наделялись правами служилых татар. В 1604г. Мордовским мурзам Арзамасского уезда предписывается служить вместе с арзамасскими служилыми татарами, где их напишут (АПА, с 245-248). Еделевские мурзы деревни Вас помры, их земли, расположенные к юго-востоку от Пицы, упоминаются в последний раз в 1610г., возможно, на их землях в 1623г. образуют свое селение новокрешенные татары – Болтины Баим, Аверский, Иван, Борис.

Еделевская мордва Вас-помры возвращается  к себе в Еделево, продает свои поместья Болтинки. В купчих П.А.Болтина упоминается о 27 мурзах, из коих владел своею землею, продав свои поместья, превратились в помешичьих крестьян. Некоторые из еделевых значились среди дворянских родов Симбирской губернии.

Ендовищи к концу XVIIIв. превратилось в одно из быстро растущих татарских селений края.

Ендовищенские татары втягиваются в движение за выравнивание положения служилых татар. Часть молодых татар переселяется в Ключище.

Интересные факты из истории ендовищенцев приводит в своих заметках Ф.Юнисов. он установил, что часть татар поселилась в Ендовище из Костромы, Орехово-Зуева. Мужчины опоясывались кушаками.

В конце XIXв. Ендовище посетил видный этнограф, миссионер Б.А.Малов. Тогда в деревне было 4 мечети. Он приводит слова Аксян муллы, имама одной из мечетей Ендовищ, о том, что нижегородские татары вышли из мищер (Касимова).

Сведения о мищерах II изд. ОАИЭ т.IV, казань 1883г.       

Алимжан Орлов

доцент, кандидат философических наук.  

Картина дня

))}
Loading...
наверх